Размер шрифта: A A A     Цветовая схема: Ц Ц Ц     Обычная версия сайта

РСОКО

ЕСОКО (Единая система оценки качества школьного образования в России)

Анализ статистических данных по результатам проведения Всероссийских проверочных работ по русскому языку во 2 и 5 классах (9-10 ноября 2016 года)

В 2015-2016 учебном году в рамках функционирования РСОКО проведены мониторинговые мероприятия по оценке уровня знаний, умений и навыков, метапредметных компетенций:

- для обучающихся 4-х и 5-х классов по русскому языку, математике, окружающему миру, биологии, а также анкетирование удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования;

- для обучающихся 9-х и 11 (12) классов по русскому языку и математике.

4 класс

Русский язык

В мониторинговых мероприятиях приняли участие 4293 обучающихся 4-х классов из 141 общеобразовательной организации Республики Адыгея. Успеваемость в среднем по республике составила 96%, качество знаний – 57,1%.

Математика

Общее число участников – 4340 обучающихся 4-х классов из 141 общеобразовательной организации Республики Адыгея. Успеваемость по математике в среднем по республике составила 97,2%, качество знаний – 64,8%.

Окружающий мир

Общее число участников – 4246 обучающихся 4-х классов из 141 общеобразовательной организации Республики Адыгея. Успеваемость - 99,1%, качество знаний – 75,7%.

По результатам мониторинговых исследований сформированности метапредметных компетенций в целом по республике по сравнению с результатами прошлого учебного года на 3,7% повысилась успеваемость (2015-2016 учебный год – 94,2%, 2014-2015 учебный год – 90,5%), показатель «качество знаний» снизился на 5,7% (2015-2016 учебный год – 64,1%, 2014-2015 учебный год – 70,4%).

 Некоторую сложность вызвали действия логического характера, задания на проверку информационной и коммуникативной грамотности, а также задания на выдвижение и обоснование собственной точки зрения, которая может быть различной.

В мониторинговых мероприятиях, направленных на изучение показателя «удовлетворенность участников образовательного процесса» приняли участие 4439 обучающихся, 4122 родителя (законных представителей) и 813 педагогов общеобразовательных организаций из всех муниципальных образований Республики Адыгея. Респондентами были обучающиеся 4-х классов, педагоги, работающие в этих классах, родители (законные представители) обучающихся этих же классов. В целом, полученный по результатам опроса достаточно высокий индекс удовлетворенности участников образовательного процесса качеством общего образования указывает на то, что образовательные потребности обучающихся и родителей обеспечены в полной мере. Самый высокий показатель удовлетворенности у педагогов – 92,3%, что указывает на положительную мотивированность учителей на осуществление педагогической деятельности. Высокий показатель удовлетворенности родителей (законных представителей) – 85,3% является показателем достаточной информированности и вовлеченности их в учебно-воспитательный процесс.

Вместе с тем отмечена значительно ниже среднереспубликанского показателя удовлетворенность:

- обучающихся (менее 60%) и родителей (немного более 60%) в Кошехабльском районе;

- обучающихся (менее 40%) и родителей (немного более 80%) в Шовгеновском районе.

По результатам данного анонимного анкетирования образовательным организациям необходимо принять меры по корректировке и совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества образования и удовлетворения образовательных потребностей, обучающихся и родителей. 

5 класс

Русский язык

Общее число участников – 4263 обучающихся 5-х классов из 141 общеобразовательной организации Республики Адыгея. Успеваемость в среднем по республике составила 90,3%, качество знаний -  43,4%.

Математика

Общее число участников – 4148 обучающихся 5-х классов из 141 общеобразовательной организации Республики Адыгея. Успеваемость в среднем по республике составила 88,5%, качество знаний – 49,32%.

Биология

Общее число участников – 4120 обучающихся 5-х классов из 141 общеобразовательной организации Республики Адыгея. Успеваемость по биологии в среднем по республике составила 97,2%, качество знаний обучающихся – 56,4%.

Объектом исследования метапредметных компетенций при проведении мониторинга стали вопросы из разных предметных областей, при этом, большая часть из них была нацелена на проверку внимания, развития пространственных представлений и умений действовать по образцу, умения работать с текстом, делать самостоятельные умозаключения.

Общее число участников – 4145 обучающихся 5-х классов из 141 общеобразовательной организации Республики Адыгея. Успеваемость - 90,2%, качество знаний – 53%.

В мониторинговых мероприятиях, направленных на изучение показателя «Удовлетворенность участников образовательного процесса» приняли участие обучающиеся, родители (законные представители) и педагоги общеобразовательных организаций из всех муниципальных образований Республики Адыгея. Респондентами были обучающиеся 5-х классов, педагоги, работающие в этих классах, родители (законные представители) обучающихся этих же классов.

Результаты сравнительного анализа показателей удовлетворенности участников образовательного процесса качеством общего образования в 2015-2016 учебном году (5 класс) и в 2014-2015 учебном году (4 класс) выявили следующую закономерность: отмечается повышение на 2,35% показателя удовлетворенности у педагогов, в то время как у обучающихся и родителей (законных представителей) данный показатель стал ниже соответственно на 5,85% и 2,45%.

9 класс

Русский язык

В мониторинговых мероприятиях приняли участие 3705 обучающихся 9-х классов из 138 образовательных организаций Республики Адыгея (далее – ОО РА). Наибольший процент выпускников, выполнявших работу, получили отметки «3» (46,3 %) и «4» (30,7 %). Самые высокие результаты показали 11,3 % выпускников, получивших оценку «5». 420 обучающихся (11,3%) не справились с диагностической работой. Качество знаний составило 42,17%.

Математика

В мониторинговых мероприятиях приняли участие 3716 обучающихся 9-х классов из 138 образовательных организаций Республики Адыгея. Большинство обучающихся освоили основные компоненты содержания по математике на базовом уровне и получили отметки «3» (53,9 %) и «4» (31,4%), 6,4% выпускников, получили оценку «5». 306 обучающихся (8,3%) не справились с диагностической работой. Качество знаний составило – 35,8%.

11 класс

Русский язык

В мониторинговых мероприятиях по русскому языку приняли участие 1392 обучающихся 11-х классов из 96 образовательных организаций Республики Адыгея.

По результатам выполнения диагностической работы установлено, что наибольший процент выпускников, выполнявших работу, получили отметки «3» (23 %) и «4» (37%), 27% выпускников получили оценку «5». 11 обучающихся (0,7%) не справились с диагностической работой. Качество знаний составило – 73,5%.

Математика

В мониторинговом мероприятии по математике приняли участие 1393 обучающихся 11-х классов из 96 образовательных организаций Республики Адыгея.

По результатам большинство обучающихся, выполнивших диагностическую работу, получили оценку «5» - 56,5 % выпускников; 468 (33,5%) обучающихся получили оценку «4», 126 (9,04%) обучающихся получили оценку «3»; 11 обучающихся (0,7%) не справились с диагностической работой.

Проведена апробация новой процедуры оценки качества общего образования – Всероссийских проверочных работ, направленных на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Мониторинг качества подготовки обучающихся 4 классов всех общеобразовательных организаций республики в форме проверочных работ проведен в декабре 2015 года (по учебным предметам «русский язык» и «математика») и мае 2016 года (по учебным предметам «Русский язык», «математика» и «окружающий мир»).

По результатам проверочных работ за два периода:

- установлен недостаточный уровень достижений метапредметных результатов, в том числе сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями;

- по сравнению с 2015 годом значительно:

- увеличилась доля обучающихся, справившихся с работами на «5»;

- увеличилась доля образовательных организаций, качество знаний в которых более 50%;

- снизалась доля не справившихся с работами и получивших «3» и «4».