Размер шрифта: A A A     Цветовая схема: Ц Ц Ц     Обычная версия сайта

Родительское собрание

Вопросы представителей родительской общественности, адресованные Министру образования и науки Республики Адыгея

Вопрос: Предусмотрено ли полное обеспечение учебниками учащихся на всех уровнях обучения?

Ответ: Все обучающиеся общеобразовательных организаций Республики Адыгея по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) начального и основного общего образования обеспечены учебниками.

Начиная с 2011 года, школьные библиотеки республики пополняются новыми комплектами учебников, централизованно закупаемых Министерством для обучающихся общеобразовательных организаций, по мере перехода на обучение по ФГОС.

В рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея (направление «Пополнение фондов школьных библиотек») в период с 2011 по 2013 год поэтапно была проведена закупка учебников для обучающихся общеобразовательных организаций. На указанные цели израсходовано 104,8 млн. руб. На 1 сентября 2013 года школьные библиотеки были обеспечены учебниками для всех обучающихся 1-6 классов (включительно).

В 2014 году приобретены учебники для 7 классов на сумму 19376281 руб. для ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» на сумму 623718 руб. приобретены электронные учебники для 7 классов.

В республиканском бюджете Республики Адыгея на 2015 год планируются средства в сумме 30 миллионов рублей на закупку учебников для 8 классов.

Вопрос: Ожидается ли увеличение часов на изучение русского языка в 9-11 классах ввиду того, что этот предмет является обязательным экзаменом для поступления в ВУЗы?

Ответ: В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 01.08.2014 г. № 765/1 будет разработан региональный комплекс мер по совершенствованию преподавания учебных предметов, где особое внимание будет уделено обязательным предметам - русскому языку, математике и литературе. Начиная с 1 октября 2014 года планируется регулярное проведение контрольно-диагностических работ по обязательным предметам ГИА для обучающихся 4–11 классов школ республики, а также по литературе - для обучающихся 9-11 классов,

Вопрос: Почему нет единого учебника по истории?

Ответ: По поручению Президента Российской Федерации и Премьер-Министра Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта единого учебника по истории, на основе историко-культурного стандарта и ФГОС, с учетом последних достижений исторической, педагогической, методической наук.

В состав рабочей группы вошли видные представители исторических наук, ученые, педагоги. В течение 2014-2015 учебного года планируется подготовка рукописи учебника для дальнейшей апробации в пилотных образовательных организациях.

Вопрос: Почему не введена единая школьная форма одного образца?

Ответ: Во всех общеобразовательных организациях республики с 1 сентября 2013 г. введены единые требования к одежде обучающихся (но не школьная форма). Они утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 мая 2013г. № 113. Данное постановление было разработано и принято в соответствии с рекомендованным Минобрнауки России Модельным нормативным правовым актом об установлении требований к одежде обучающихся.

Учитывая, что одежду обучающихся оплачивают их родители (законные представители), большинство школ республики в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Республики Адыгея приняло решение не вводить родителей в дополнительные растраты и не закупать дорогостоящие фирменные вещи, а просто предложило соблюдать дресс-код, т. е. общепринятые в обществе нормы делового стиля, а именно: верх - белый для парадной формы, однотонная (в одной цветовой гамме), рубашка или блузка для повседневной формы; низ – темный или в одной цветовой гамме. В некоторых школах к этому добавили единые для мальчиков и девочек жилеты или безрукавки, или эмблемы-нашивки с логотипом школы.

Вопрос: Когда в школах количество спортивных залов будет соответствовать количеству школ?

Ответ: Спортивный зал с необходимыми размерами для игровых видов спорта в помещениях отсутствует в 39 школах (в том числе филиалы).

В 24 школах (выделены жирным шрифтом в таблице) из этого числа нет необходимости в строительстве спортзалов из-за того, что в классах этих школ обучаются меньше 10 человек и игровыми видами спорта невозможно заниматься. В этих школах необходимы помещения для занятий спортивной гимнастикой и тренажёрные залы.

В остальных 15 школах необходимо строительство спортивных залов. Наиболее остро эта проблема ощущается в 6 школах (выделены красным цветом в таблице) с численностью учеников более 200.

Если учесть, что на строительство 1 спортзала необходимо от 35 до 50 млн. рублей, то на строительство 15 спортзалов необходимо более 600 миллионов рублей. За счёт республиканских и муниципальных средств эта задача практически невыполнима в настоящее время.

Вопрос: Какова процедура написания сочинения учащимися 11 классов в рамках государственной итоговой аттестации?

Ответ: С 2014/15 учебного года одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования будет успешная сдача сочинения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды вправе писать изложение вместо сочинения.

Сочинение (изложение) будет проводиться в выпускных классах в декабре по темам (текстам), подготовленным Рособрнадзором с учетом часовых поясов. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». Сочинение (изложение) можно будет пересдать в дополнительные сроки в феврале и апреле-мае.

Вопрос: Какие изменения планируются в проведении ГИА в 2014, 2015 годы?

Ответ: По информации Рособрнадзора, опубликованной на официальном сайте единого государственного экзамена 11.08.2014 г (www.ege.edu.ru) в 2015 году планируются изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования:

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина Министерством образования и науки Российской Федерации внесены изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400.

Так, с 2014/15 учебного года одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования будет успешная сдача сочинения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды вправе писать изложение вместо сочинения.

Сочинение (изложение) будет проводиться в выпускных классах в декабре по темам (текстам), подготовленным Рособрнадзором с учетом часовых поясов. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». Сочинение (изложение) можно будет пересдать в дополнительные сроки в феврале и апреле-мае.

К досрочной сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА), которая будет проводиться не ранее 1 апреля, теперь будут допускаться все желающие – обучающиеся и выпускники прошлых лет.

Впервые участникам ГИА будет предоставлена возможность пересдать любой из учебных предметов в том случае, если получен неудовлетворительный результат. Такая возможность предоставляется на каждый предмет один раз на любом этапе проведения экзаменов.

Также впервые обучающимся будет предоставлена возможность сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ) по отдельным учебным предметам по завершении их изучения. Например, географию теперь можно будет сдать по окончании 10 класса.

При проведении ЕГЭ по иностранным языкам по желанию участника в экзамен включается раздел «Говорение». Устные ответы на задания планируется записывать на аудионосители.

Вопрос: Что ожидает группы продленного дня?

Ответ: В соответствии с пунктами 7,8 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

Таким образом, в республике могут функционировать группы продленного дня, финансируемые полностью или частично за счет средств учредителя, либо содержащиеся за счет родительской платы.

Вопрос: Как будут решаться вопросы обеспечения школьной (ученической) мебелью в соответствии с требованиями СанПин?

Ответ: В рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в 2011-2013 г.г. школы имели возможность необходимую ученическую мебель. Многие школы это сделали. По федеральному законодательству об образовании закупка ученической мебели для муниципальных образовательных организаций входит в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Вопрос: Когда будут утверждены и опубликованы новые образцы КИМов?

Ответ: Демонстрационные варианты публикуются на официальном сайте единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru), официальной информации о структуре КИМ на 2015 год пока нет.

Вопрос: Изменятся ли форма проведения занятий и формы контроля знаний учащихся в обычных (не олимпиадных) классах?

Ответ: Олимпиадных классов в общеобразовательных организациях Республики Адыгея нет. Есть классы с углубленным изучением отдельных предметов и профильные классы. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея Республики Адыгея от 01.08.2014 г. № 765/1 будет разработан региональный комплекс мер по совершенствованию преподавания учебных предметов, где особое внимание будет уделено обязательным предметам - русскому языку, математике и литературе. Планируется регулярное проведение контрольно-диагностических работ по обязательным предметам ГИА для обучающихся 4–11 классов школ республики, а также по литературе - для обучающихся 9-11 классов,

А также будут внесены изменения в программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций в части подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего, основного общего образования.

В октябре 2014 года школы республики получат методические рекомендации для общеобразовательных организаций по применению различных форм обучения, в том числе, дистанционных, направленных на овладение изучаемым материалом различными категориями обучающихся.

Вопрос: Будет ли организовано обучение учащихся преподавателями РЕМШ на базе школ?

Ответ: Республиканская естественно-математическая школа при Адыгейском государственном университете (РЕМШ) - является основным образующим звеном в системе дополнительной углубленной подготовки школьников Республики Адыгея в области фундаментальных наук– республиканским центром по работе с одаренными учащимися.

Учебный процесс организуется на базе ФГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», преподаватели которого на шести отделениях (математика, физика, химия, биология, компьютерные науки, история и культура адыгов) проводят занятия для школьников из всех муниципальных образований республики.

Вопрос: Как учитывается портфолио ученика начальных классов при его переходе в среднее звено?

Ответ: Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других

В 2012 г. Министерством образования и науки Республики Адыгея утверждено Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Адыгея (приказ от 28.09.2012 г. № 937 «Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Адыгея»), в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации Комплекса мер по модернизации общего образования. В соответствии с Положением результаты внеучебных достижений обучающихся, отраженных в портфолио, учитываются при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов и профильные классы.

Вопрос: Будет ли введен в учебный план начальной школы предмет «Информатика» как обязательный?

Ответ: Информатика и ИКТ призвана обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Она вводится с 3 класса как учебный модуль, а с 8 класса как самостоятельный предмет. Наряду с этим, в рамках реализации ФГОС в учебном плане школы предусмотрены внеурочные занятия. Информатика и ИКТ – включена в расписание внеурочных занятий с 1 класса. Кроме того, многие школы вводят этот предмет за счет часов школьного компонента.

Вопрос: Каковы возможности реализации образовательной программы в условиях индивидуализации обучения?

Ответ: В лицеях и гимназиях Республики Адыгея при организации образовательной деятельности в профильных классах обеспечивается индивидуально дифференцированный подход к обучающемуся. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» школа может разрабатывать образовательный маршрут для отдельных категорий обучающихся.

Многие дети не в состоянии обучаться наравне с остальными в силу своих психофизических особенностей: недостаточного развития речевого аппарата, нарушений зрения и слуха, аутичности и т.п. Для таких детей также организовано индивидуальное обучение, на дому.

На конец 2013-2014 учебного года детей, обучающихся на дому в Республике Адыгея- 275 чел.

Дистанционная форма образования также предполагает индивидуализацию.

Для 45 детей-инвалидов с сохранным интеллектом, обучающихся на дому и не имеющих противопоказаний к работе с компьютером организовано обучение с помощью компьютерных технологий в Центре дистанционного образования детей-инвалидов при ГБОУ РА «Адыгейская республиканская гимназия».

Преимущество индивидуального обучения состоит в гибком регулировании темпов обучения (можно приостановить и возобновить учебу в случае необходимости), получении индивидуальных консультаций.

Вопрос: Почему учебники с 7 по 11 классы платные?

Ответ: В 2014 году закуплены учебники для 7 классов на 20 млн. руб. В республиканском бюджете Республики Адыгея на 2015 год планируются средства в сумме 30 млн. руб. на закупку учебников для 8 классов.

Дефицит средств для обеспечения в 2014 году учебниками обучающихся 8-11-х классов составляет 120,0 млн. рублей.

Наряду с отсутствием достаточного финансирования для реализации полномочий Министерства по обеспечению образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, к основным проблемам, возникающим по данному вопросу в ходе исполнения Министерством требований действующего законодательства об образовании, следует отнести также такие, как:

- комплекты учебников для 8-11-х классов достаточно дорогостоящие. Обучающиеся данных классов еще не перешли на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС). С учетом того, что учебники должны использоваться в школе в течение 5 лет, а через 3 года вышеуказанные классы перейдут на обучение по ФГОС, тратить в настоящее время сотни миллионов рублей на приобретение учебников для 8-11-х классов из средств республиканского бюджета нецелесообразно;

- нестабильность федерального перечня учебников. В связи с поэтапным переходом обучающихся на ФГОС также поэтапно на федеральном уровне идут процессы разработки, экспертной оценки, издания и утверждения перечня учебников, включенных в федеральный перечень учебников. При этом, данный перечень учебников утверждается Министерством и образования и науки Российской Федерации ежегодно, и зачастую часть учебников, утвержденных и включенных в него в прошлом году, не утверждается и не включается в новый перечень, утверждаемый в текущем году.

Вопрос: Когда ожидается повышение заработной платы работникам дополнительного образования?

Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и Программой поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей должна соответствовать:

в 2013 году – 75 % от средней заработной платы учителей в регионе;

в 2014 году – 80 %;

в 2015 году – 85 %;

в 2016 году – 90 %;

с 2017 года – 100 %.

По итогам 2013 года данное соотношение было достигнуто (77,3 %).

Учитывая, что средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей в 2012 году составляла 8,5 тыс. руб., а в 2013 году – 14,5 тыс. руб., ее рост за два года составил более 70 %.

Необходимо отметить, что в расчет средней заработной платы педагогических работников включаются компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемые отдельным категориям граждан.

По итогам 2014 года средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей должна составить 16,9 тыс. руб.

Вопрос: Будет ли общее среднее образование платным?

Ответ: Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Возможность получения бесплатного для обучающегося (то есть за счет бюджетных ассигнований) образования установлена, при наличии следующих условий:

- бесплатность уровня образования, получаемого впервые

- бесплатность образования в пределах ФГОС

Дополнительное предпрофессиональное образование (например, в области искусств или спорта), действительно, выведено из-под гарантий бесплатности. Однако новым Законом предусмотрена реализация специальных интегрированных образовательных программ, а именно - образовательных программ основного общего, среднего общего и среднего специального образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами. Само по себе дополнительное (пусть и предпрофессиональное) образование не влияет на уровень образования, поэтому, строго говоря, даже платность дополнительных образовательных программ не позволяет говорить о введении платности образования вообще, для достижений образовательного ценза.

Закон предусматривает исключения из указанного правила:

- нетиповые образовательные организации, созданные в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности, имеют право на отбор обучающихся по конкурсу (порядок их комплектования обучающимися устанавливается учредителями с учетом уровня и направленности реализуемых программ), причем проведение подобного конкурса не привязывается к уровню образования.

- конкурс (организация индивидуального отбора) разрешена при приеме (или переводе) граждан для получения общего образования в организациях, реализующих образовательные программы общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физкультуры и спорта, или программы СПО в области искусств, интегрированные с образовательными программами общего образования, а также при приеме (переводе) в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.

Применение конкурса обусловлено исключительными обстоятельствами, связанными с необычными способностями принимаемых на обучение детей. И, говоря строго, в данных случаях цель конкурса состоит не в выявлении наиболее способных к получению образования определенного уровня (как в высшей школе), а в выявлении наиболее способных к освоению дополнительных предметных областей, модулей, дисциплин, дополнительной информации, не входящих в пределы ФГОС. Поэтому возможность указанных конкурсов (даже в рамках школьного образования) нельзя рассматривать в качестве угрозы бесплатности и (или) общедоступности образования. С другой стороны, новым Законом и не гарантируется бесплатность профильного обучения и обучения в нетиповых образовательных организациях (то есть получения знаний за рамками ФГОС).