Общая информация об организации профессионального образования в Республике Адыгея
В Республике Адыгея образовательные программы среднего профессионального образования реализуются в следующих образовательных организациях:
1) ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» (г. Майкоп)
2) ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум» (ст. Ханская МО «Город Майкоп»)
3) ГБПОУ РА «Дондуковский сельскохозяйственный техникум» (ст. Дондуковская МО «Гиагинский район»)
4) ГБПОУ РА «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум» (ст. Красногвардейская МО «Красногвардейский район»
5) ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева» (г. Майкоп)
6) ГБПОО РА «Майкопский медицинский колледж» (г. Майкоп)
7) ГБПОО РА «Адыгейский республиканский колледж искусств имени У.Х. Тхабисимова» (г. Майкоп)
8) Политехнический колледж ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» (г. Майкоп)
9) Политехнический колледж филиала ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» в п. Яблоновском Республики Адыгея (п. Яблоновский МО «Тахтамукайский район»)
10) Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп).
В данных образовательных организациях профессионального образования Республики Адыгея обучаются 7283 человек. Ежегодно около 68% выпускников трудоустраиваются, 9% поступают в организации высшего образования и 15% призываются в ряды Вооруженных Сил.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в 5 профессиональных образовательных организациях подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея (ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум», ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум», ГБПОУ РА «Дондуковский сельскохозяйственный техникум», ГБПОУ РА «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум», ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева») ведется по 21 профессии и 16 специальностям среднего профессионального образования. Образовательную деятельность осуществляют 217 педагогических работника, из них 86% с высшей и первой квалификационной категорией.
В связи с тем, что для каждой республиканской профессиональной образовательной организации определено четкое отраслевое позиционирование, с ориентацией всех образовательных программ, структуры профессий и специальностей на нужды соответствующих отраслей экономики или социальной сферы с прямым вовлечением в образовательный процесс ведущих предприятий, в 2015 году профессиональными образовательными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Республики Адыгея, проведена работа по лицензированию новых профессий и специальностей, таких как: Машинист дорожных и строительных машин; Мастер жилищно-коммунального хозяйства; Кровельщик; Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования; Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; Технология продукции общественного питания; Агрономия; Механизация сельского хозяйства; Садово-парковое и ландшафтное строительство; Пчеловодство; Технология молока и молочных продуктов; Документационное обеспечение управления и архивоведение; Архитектура; Земельно-имущественные отношения.
С целью обеспечения целевых индикаторов и показателей, предусмотренных Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 г. № 349-р), реализации Концепции развития системы среднего профессионального образования в Республике Адыгея, Министерством образования и науки Республики Адыгея издан приказ от 06.05.2015 года № 489 «Об отдельных элементах системы дуального (практико-ориентированного) обучения в профессиональных образовательных организация, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея» (далее – приказ).
В соответствии с приказом профессиональными образовательными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Республики Адыгея, заключены соглашения с ведущими предприятиями (организациями) соответствующей отрасли экономики (социальной сферы).
Заключенные соглашения предполагают участие работодателей в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, в реализации основной профессиональной образовательной программы в форме организации учебной и производственной практики, создания учебных пунктов на предприятии (в организации), проведения учебных занятий, совместной организации и проведения конкурсов профессионального мастерства.
Социальными партнерами профессиональных образовательных организаций Республики Адыгея в реализации элементов дуального обучения являются более 50 предприятий и организаций различной правовой формы в том числе образовательные организации учреждения здравоохранения и культуры.
Профессиональными образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования разрабатываются учебные планы по реализуемым профессиям и специальностям. Данные учебные планы согласуются с работодателями.
Программа подготовки специалистов среднего звена и программа подготовки квалифицированных рабочих служащих предусматривает изучение учебных циклов, в том числе, профессионального. Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. Итоговой формой контроля по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итоговая аттестация по профессиональному модулю (экзамен (квалификационный)) проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателей.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 года № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» государственная итоговая аттестация студентов проводится государственными экзаменационными комиссиями, создаваемыми профессиональными образовательными организациями. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель. Председателем государственной экзаменационной комиссии утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа, в том числе, ведущих специалистов – представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников.
Приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 15.12.2014 года № 1162 «Об утверждении кандидатур председателей государственных экзаменационных комиссий профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея, на 2015 год» утверждены председатели государственных экзаменационных комиссий профессиональных образовательных организаций из числа руководителей или заместителей руководителей, ведущих специалистов предприятий и организаций Республики Адыгея, являющихся партнерами образовательных организаций.
В целях правовой и социальной защиты выпускников в профессиональных образовательных организациях используется контрактная форма трудоустройства выпускников, поддерживается связь с Управлением государственной службы занятости.
По плану мероприятий («дорожная карта») Республики Адыгея «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» для обеспечения широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности с участием социальных партнеров и привлечением материально-технического потенциала реального сектора экономики на базе ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» функционирует многофункциональный центр прикладных квалификаций.
Основными направлениями деятельности Центра являются:
- реализация программ профессионального образования;
- реализация программ профессиональной подготовки;
- реализация дополнительных профессиональных программ.
Министерством образования и науки Республики Адыгея организовано нормативно-правовое и методическое обеспечение сети организаций профессионального образования Республики Адыгея для функционирования организаций, реализующих программы профессионального образования, построенных с учетом удовлетворения региональной потребности в квалифицированных работниках.
Ведётся системная работа, направленная на модернизацию содержания профессионального образования и обучения при участии работодателей, расширяются профили и увеличиваются объемы краткосрочной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов, проводятся региональные олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся.
Концепция развития системы профессионального образования в Республике Адыгея направлена на создание механизмов и условий для дальнейшей модернизации системы профессионального образования Республики Адыгея и базируется на требованиях Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и положений «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 18 июня 2013 года.
Для достижения указанной цели предполагается решение комплекса основных задач:
- обеспечение соответствия структуры образовательных программ системы профессионального образования Республики Адыгея стратегическим направлениям развития субъекта;
- консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования Республики Адыгея;
- создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.