Размер шрифта: A A A     Цветовая схема: Ц Ц Ц     Обычная версия сайта

Общественное участие в управлении образованием

Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации

В Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования определен государственно-общественный характер управления образованием, который предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.

Федеральным законом № 83-ФЗ (от 8 мая 2010 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» актуализирована необходимость проведения мероприятий по внедрению и совершенствованию форм государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений в интересах повышения качества российского образования.

Данный закон установил обязательность информационной открытости и ежегодной публичной отчетности не только для автономных, но и бюджетных учреждений.

С 1 января 2012 года начал свою работу официальный сайт в сети Интернет по размещению указанной информации о государственных и муниципальных учреждениях: www.bus.gov.ru. Несмотря на то, что большинство образовательных учреждений разместили требуемую информацию, у ряда учреждений остаются проблемы при взаимодействии с данным сайтом.

Нормы Федерального закона № 83-ФЗ существенно расширяют права государственно-общественных органов управления образовательным учреждением. В частности, управляющий совет бюджетного образовательного учреждения может давать рекомендации учредителю учреждения в случаях:

реорганизации или ликвидации учреждения; создания и закрытия его филиалов или представительств;

изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления; сдачи в аренду временно неиспользуемого имущества и помещений;

участия учреждения в работе других юридических лиц и т.д.

Указанные положения, внесенные в устав учреждения, обязывают учредителя не принимать решений без ознакомления с рекомендациями управляющего совета. Причем не учитывать их учредителю будет тем труднее, чем авторитетнее и весомее окажется управляющий совет.

Управляющий совет бюджетного образовательного учреждения может давать заключение по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, согласовывать его и даже утверждать.

Успешный опыт участия управляющих советов в обеспечении инфор­мационной открытости и публичной отчетности образовательных учреждений в последние годы позволяет закрепить за управляющим советом полномочия по утверждению обязательных отчетов о деятельности учреждения и об использовании его имущества, а также отчета руководителя об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности.

Активная позиция органа, осуществляющего государственно-общественное управление образовательным учреждением, поддержит руководителя образовательного учреждения при согласовании с учредителем решений, касающихся структуры и финансово-хозяйственной самостоятельности учреждения, а также поможет в принятии эффективных управленческих решений.

В республике проводится работа по расширению общественного участия в управлении сферой образования. Стало нормой представительство общественных институтов в аттестации педагогических работников, аккредитации и лицензировании образовательных учреждений, проведении ЕГЭ и др.

Второй год проводится работа по подготовке Публичных докладов всех уровней сферы образования Республики Адыгея с их опубликованием, в том числе и в сети Интернет. В 2011 году проведен I республиканский смотр-конкурс Публичных докладов.

Доля общеобразовательных учреждений, которые представили общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения (от общего числа общеобразовательных учреждений) в 2011 году возросла до 99% (в 2010 году – 39,38%).

По данным электронного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в настоящее время в городах и районах республики в 91% общеобразовательных учреждений действуют органы общественно-государственного управления, в т. ч.: Совет образовательного учреждения – 66%, Управляющий совет – 33%, Попечительский совет – 35%; Наблюдательный совет – 3%.

Вместе с тем, показатель «Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы органы государственно-общественного управления учреждения» остается ниже среднего по республике в следующих муниципальных образованиях:

Гиагинский район -76,92%,

Тахтамукайский район -81,82%,

Кошехабльский район-84,62%,

Красногвардейский район – 87,5%.

Доля образовательных учреждений республики, в которых органы государственно-общественного управления принимают участие в разработке и утверждении основных образовательных программ составляет 56%, программ развития общеобразовательного учреждения – 72%, иных нормативных правовых актов школы и программ – 46%, планов финансово-хозяйственной деятельности – 43%.

Также с целью организации работы по адресной поддержке детских и молодежных инициатив проведена паспортизация детских и молодежных общественных организаций, движений, объединений в образовательных учреждениях, проведены занятия республиканской Школы лидеров детского самоуправления. Участвуя в различных республиканских мероприятиях школьники имеют возможность высказать общественно значимые инициативы, проявить активную гражданскую позицию по актуальным проблемам местного сообщества, вопросам гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем, защиты окружающей среды, безопасности жизнедеятельности человека и др.

Кроме этого 133 общеобразовательных учреждения (80%) являются активными участниками Интернет-сообщества и представлены в нем посредством собственных Интернет-сайтов, на которых ежегодно размещают публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения.

Вместе с тем, уровень вовлеченности общественности в управление сферой образования является недостаточным, также необходимо усилить внимание к роли детских (ученических) общественных организаций в воспитании подрастающего поколения.

Для решения вышеуказанных проблем требуется разработка Концепции развития общественного участия в управлении образованием в Республике Адыгея.