Общая информация об информатизации сферы образования в Республике Адыгея (по состоянию на 1 августа 2016 года)
1. Создание регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации № 2125-р от 25.20.2014 года, № 236-р от 14 февраля 2015 года в Российской Федерации начато создание единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.
Создание межведомственной системы направлено на решение ряда актуальных проблем развития общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе на повышение качества и оперативности принятия управленческих решений за счет организации эффективного межведомственного электронного обмена информацией.
В соответствии с распоряжением Главы Республики Адыгея от 30 декабря 2015 г. № 250-рг в Республике Адыгея утвержден План мероприятий по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (далее – региональный сегмент).
Созданию регионального сегмента в республике предшествовали разработка и внедрение в 2014 году за счет средств государственной программы Республики Адыгея «Развитие информатизации» на 2014-2016 годы региональных автоматизированных информационных систем (АИС): «Комплектование дошкольных образовательных организаций», «Зачисление в ОО», «Зачисление в ПОО», а также ведение электронных журналов/дневников успеваемости обучающихся ООО «Дневник.ру» всеми образовательными организациями республики.
В декабре 2015 года в республике в рамках исполнения государственного контракта ПАО «Ростелеком» развернут региональный сегмент, который осуществляет автоматический сбор и обработку данных из вышеуказанных АИС нижнего уровня и передает данные на федеральный сегмент. Передача данных осуществляется в соответствии унифицированными функционально-техническими требованиями, разработанными Минкомсвязь России и Минобрнауки России.
Промышленная эксплуатация регионального сегмента запланирована в октябре 2016 года.
2. Оказание государственных (муниципальных) услуг в электронном виде
Внедрение региональных АИС позволяет осуществлять оказание услуг в электронном виде с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) – ЕПГУ, а также иметь в оперативном управлении достоверные данные о количестве детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольные образовательные организации, контингенте воспитанников детских садов, обучающихся школ и др.
В настоящее время ЕПГУ позволяет получить в электронном виде следующие услуги сферы образования:
– прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);
– предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;
– зачисление в образовательное учреждение;
– предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости;
– предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение;
– предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.
3. Дистанционное образование
Работу по развитию дистанционного образования школьников Адыгеи организуют и координируют Республиканская естественно-математическая школа» (РЕМШ) и республиканский центр дистанционного образования (РЦДО), уделяя особое внимание обучающимся из сельской местности.
Дистанционные образовательные технологии активно применяются в учебном процессе РЕМШ. С 2014 года вступительные экзамены для школьников из сельской местности – будущих обучающихся дистанционных групп отделений математики и биологии проводятся в дистанционной форме на сервере РЦДО de.adygmath.ru.
В марте-апреле 2016 года в республике впервые были организованы интенсивные дистанционные подготовительные курсы для обучающихся 11 классов по предмету информатика и ИКТ. Основная задача курсов – подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, повышение доступности и качества образования в области информатики и компьютерных технологий.
Впервые при организационном участии РЕМШ в Образовательном Центре «Сириус» с 1 по 24 декабря 2015 года прошла Южная математическая смена для 200 школьников из 15 регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым и города Севастополь. РЕМШ и РЦДО было поручено проведение отбора детей для участия в смене (отбор проводился в два тура: первый – в дистанционной форме, в котором участвовало более 3000 детей; второй – в форме очной олимпиады).
В мае 2016 года прошел дистанционный отборочный тур для учащихся 8 класса, желающих принять участие в Первой астрофизической школе фонда «Траектория» на базе Специальной астрофизической обсерватории РАН (п. Нижний Архыз, Карачаево-Черкесская республика).
В отборочном туре приняло участие более 200 детей. Астрофизическая школа прошла в августе 2016 года. Преподаватели РЕМШ приняли участие в составлении и проверке работ дистанционной отборочной олимпиады по математике, разработке и проведении занятий математического цикла школы.
РЦДО продолжает активно развивать возможности оказания методической и технической помощи учителям общеобразовательных школ, создающим и внедряющим электронные образовательные курсы на сервере РЦДО. Каждый желающий может получить индивидуальный личный кабинет в системе дистанционного обучения на сервере РЦДО, а также возможность создания и использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.
В 2016 году, для повышения эффективности подготовки участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, в период карантина были проведены недельные сборы в дистанционной форме.
В такой же форме регулярно проводятся индивидуальные занятия для участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников из Республики Адыгея с известными педагогами-математиками, членами жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.
В рамках договора о сотрудничестве между Московским физико-техническим институтом – МФТИ(У) и РЕМШ, в 2015-2016 учебном году известные российские математики: А. М. Райгородский, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ 2011 года для молодых учёных, руководитель отдела теоретических и прикладных исследований компании «Яндекс»; А. В. Саватеев, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, директор Центра дополнительного профессионального образования РЭШ и др. прочитали для школьников Адыгеи дистанционные курсы по теории чисел, комбинаторике, теории вероятностей. Тьюторами на дистанционных курсах выступали преподаватели РЕМШ.
В течение 2014-2106 годов РЕМШ совместно с Ярославским центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании регулярно проводит дистанционные олимпиады и конкурсы для школьников по естественнонаучным дисциплинам. Это дистанционные эколого-биологическая викторины, викторины по химии, физике, интернет-проект «Путешествие в мир химии», телекоммуникационный образовательный проект «Удивительный мир физики» и другие.
Использование дистанционных образовательных технологий позволило поднять на новый уровень качество и доступность образования в Адыгее. В настоящее время география проектов выходит далеко за пределы республики и продолжает активно расширяться. Формируется новая информационно-коммуникационная образовательная среда, для школьников открываются новые ранее недоступные возможности.