Общая информация об организации работы по социальной защите детства в Республике Адыгея
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечены права каждого человека на образование и недопустимость дискриминации в сфере образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Государственные гарантии для получения общего среднего образования детям с ограниченными возможностями обеспечиваются 3-мя учреждениями, реализующими адаптированные общеобразовательные программы:
– государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»;
– государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
– муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида».
С 2012 года в республике реализуется мероприятие государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы «Создание в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом», финансируемое за счет средств субсидии, предоставляемой Министерством образования и науки Российской Федерации из федерального бюджета, и софинансируемое за счет средств местного бюджета.
Условия для инклюзивного образования созданы в 7 общеобразовательных организациях республики. Для них приобретено специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование, с целью организации коррекционной работы по обучению инвалидов по слуху, зрению, а также с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Расширился спектр предоставления специальных образовательных и психологических услуг детям с особыми образовательными потребностями с учетом личностно-ориентированного подхода. В 2014 году еще в 9 общеобразовательных организациях республики созданы условия для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В 2015 году планируется создать соответствующие условия еще в 14 школах.
На выделенные за 3 года финансовые средства в 16 общеобразовательных организациях изменена инфраструктура (оборудованы навесы над входами в школьные здания, установлены внешние и внутренние пандусы, расширены дверные проёмы, приспособлены туалетные помещения с целью обеспечения санитарно-гигиенических условий для детей с ограниченными возможностями), закуплено специальное, в т.ч. учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, созданы школьные информационно-библиотечные центры, что позволило обеспечить доступ к информационным ресурсам образовательных организаций и участие в современных образовательных и социальных проектах детей с ограниченными возможностями.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в рамках долгосрочной целевой программы Республики Адыгея «Доступная среда» на 2013-2015 годы предусмотрены средства в республиканском бюджете Республики Адыгея для увеличения доли образовательных учреждений среднего профессионального образования республики, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В государственных профессиональных организациях Республики Адыгея «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева» и «Майкопский индустриальный техникум» в 2014 году созданы соответствующие условия с целью формирования безбарьерной среды.
Основной проблемой организации инклюзивного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, является обеспечение архитектурной доступности учебных заведений.
Для муниципального казенного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» в рамках модернизации общего образования были выделены средства на сумму 1 362,00 тыс. руб., на которые закуплено учебно-лабораторное оборудование, в том числе для кабинетов психолога и логопеда; учебно-производственное оборудование (станки для занятий производственным трудом); для комнаты гигиены; интерактивного кабинета; спортивное и медицинское оборудование; пополнен библиотечный фонд школы; подготовлен энергопаспорт; повышена квалификация педагогов. На 100 тыс. руб. из муниципального бюджета произведён ремонт школьных туалетов.
В государственном казённом общеобразовательном учреждении Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат I, II, III и IV видов» приобретён дисплей Брайля для детей с нарушениями зрения и 2 интерактивные доски на общую сумму 103,00 тыс. руб. Произведён текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также подготовки помещений для установки специализированного оборудования; осуществлены меры, направленные на энергосбережение в системе общего образования – всего на сумму 4057,00 тыс. руб., приобретены учебные пособия по всем предметам для подготовки к ЕГЭ.
В государственном казённом общеобразовательном учреждении Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат VIII вида» произведён капитальный ремонт банно-прачечного комплекса, санузлов спального корпуса; заменены оконные рамы в спальном корпусе и в производственных мастерских; заменена кровля учебного корпуса на общую сумму 5 634, 67 тыс. руб., закуплено 100 комплектов одеял и подушек.
С 2009 года в Республике Адыгея реализуется мероприятие «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов», определённое как одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование».
Целевую группу проекта составляют дети – инвалиды, обучающиеся индивидуально на дому по общеобразовательным программам общего образования, не имеющие противопоказаний при работе с компьютером.
С 2009 по 2012 годы дистанционное образование детей-инвалидов в Республике Адыгея реализовывалось на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета (предоставление субсидий) и республиканского бюджета.
Центр дистанционного образования детей-инвалидов государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская гимназия» (далее-Центр) был создан в ноябре 2009 года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 августа 2009 г. № 174 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов».
В соответствии с государственными контрактами с 2009 по 2011 год для организации дистанционного образования детей-инвалидов в республику поставлены комплекты компьютерного, телекоммуникационного, специализированного оборудования и программного обеспечения для 96 обучающихся, 51 педагогического работника и Центра дистанционного образования детей-инвалидов.
Осуществлено подключение всех рабочих мест детей-инвалидов, учителей и Центра к широкополосным каналам доступа к сети Интернет. Всем обучающимся установлены и подключены комплекты компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения.
В штат Центра на сегодняшний день входит 49 педагогов, основным направлением деятельности которых является обучение различным учебным дисциплинам по индивидуальным образовательным программам, разрабатываемым для каждого ребенка.
Образовательный процесс в Центре начался с 1 сентября 2010 года. На начало 2014-2015 учебного года в Центре обучается 43 ребёнка-инвалида из всех муниципальных образований Республики Адыгея, из них 16 детей из городских округов и 27 - из муниципальных районов.
Сотрудниками Центра отработаны механизмы проведения промежуточной аттестации в дистанционной форме и итоговой аттестации с выездом к местам проживания выпускников.
В течение 5-ти лет работы Центром в качестве электронной информационно-образовательной среды используется ресурс государственного образовательного учреждения Центр образования «Технология обучения» г. Москвы. Данный ресурс отвечает всем современным требованиям в области дистанционного обучения и имеет широкий спектр образовательных курсов.
Все дети-инвалиды, желающие обучаться дистанционно, и не имеющие противопоказаний к такой форме получения образования, обучаются в Центре. База данных о них поддерживается в актуальном состоянии на основании Соглашения о сотрудничестве между Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)» и Министерством образования и науки Республики Адыгея.
В 2013 году Центром начата работа по установке и настройке собственной электронной информационно-образовательной среды. Первыми по плану созданы и апробированы в 2012-2013 учебном году 4 курса по адыгейскому языку и литературе.
Каждому ребёнку-инвалиду на время обучения предоставлен в безвозмездное временное пользование комплект оборудования, включающий более 20 наименований устройств и программного обеспечения, организован бесплатный канал Интернет.
В Центре работает служба технической поддержки обучающихся, родителей и учителей, в которой работают 6 специалистов, принимающих по телефону, электронной почте или по Skype заявки о поломке техники или отсутствии канала Интернет, и оказывающих помощь дистанционно, а когда это невозможно, выезжающих по адресам местожительства учащихся.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 25 декабря 2013 г. № 1148 «Об утверждении Порядка передачи детям-инвалидам, выпускникам Центра дистанционного образования детей-инвалидов государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская гимназия» комплектов специализированного оборудования для получения профессионального образования» 16 выпускников Центра, пожелавшие продолжить обучение в организациях профессионального образования, получили комплекты компьютерного оборудования в дар.
В рамках мероприятий Комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея для Центра был приобретен специальный автомобиль ГАЗель, оборудованный подъемником для инвалидных кресел, что позволяет перевозить обучающихся для участия в различных мероприятиях.
Учитывая, актуальность проблемы социализации детей-инвалидов, проведение внеклассных мероприятий стало приоритетной задачей для каждого специалиста Центра.
Информация о проведенных мероприятиях размещена на сайте гимназии www.arg01.ru.
Разработку программы комплексных мер по определению условий обучения и воспитания, форм и степени образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляет Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Республики Адыгея на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Адыгея для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования».
В 2013-2014 годах психолого-медико-педагогической комиссией обследовано около 2300 человек, преимущественно дошкольников и младших школьников.
Заседания консилиумов по комплексному обследованию, отбору детей в специальные учреждения, определению образовательного маршрута проводятся по утвержденному графику. В год проводится около 80 заседаний. С целью упорядочения приема и удобства обслуживания населения статистиком ведется предварительная запись детей с указанием сроков и времени приема. Специалистами центра тщательно изучаются представленные документы. При необходимости дети направляются на дополнительное обследование к узким специалистам или на стационарное обследование.
Приоритетным направлением работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии является оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в поведении, детям-инвалидам. Для реализации данного направления организована Лекотека для детей от 3 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные образовательные организации. Специалистами проводятся коррекционные занятия по индивидуально-ориентированным программам с детьми, имеющими сложные дефекты в развитии (аутичные дети, дети имеющие тяжелые речевые нарушения, с трудностями адаптации, тревожные дети). Ежегодно проводится более 800 коррекционно-развивающих занятий, результатом которых является наличие у 80 % детей положительной динамики в развитии.
Сотрудниками центра оказывается систематическая методическая помощь учителям, воспитателям, педагогам-психологам, учителям-дефектологам, работающим в коррекционных организациях, родителям, имеющих детей с проблемами в развитии, а также проводятся стажировки для начинающих специалистов: педагогов-психологов и учителей-логопедов, дефектологов.
В соответствии с мероприятиями долгосрочной целевой программы Республики Адыгея «Доступная среда» на 2013-2015 годы» в 2012 году Центром разработана, апробирована и издана в 2013 году программа реабилитации и коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна, ранний детский аутизм).
На 1 января 2016 года на территории Республики Адыгея проживает 1263 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), из них 63 ребенка не устроены в семьи граждан Российской Федерации и состоят на учете в региональном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (далее - банк данных о детях-сиротах).
В течение 2015 года было выявлено 196 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мероприятия по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены:
- государственной программой Республики Адыгея «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 ноября 2013 г. № 262;
- государственной программой Республики Адыгея «Развитие здравоохранения» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 ноября 2013 г. № 280;
- государственной программой Республики Адыгея «Социальная поддержка граждан» на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 ноября 2013 г. № 285;
- государственной программой Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» на 2014 - 2018 годы, (подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 декабря 2013 г. №290.
Отношения в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы:
- Законом Республики Адыгея от 12 ноября 1997 г. № 56 «О размере ежемесячного вознаграждения приемным родителям и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей»;
- Законом Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. № 319 «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Законом Республики Адыгея от 21 июля 2005 г. № 338 «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью»;
- Законом Республики Адыгея от 24 июля 2007 г. № 107 «О патронате»;
- Законом Республики Адыгея от 18 декабря 2007 г. № 131 «Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц»;
- Законом Республики Адыгея от 13 февраля 2008 г. № 149 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Адыгея по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц»;
- постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 декабря 2014 г. № 299 «О некоторых мерах по выплате ежемесячного вознаграждения приемным родителям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячного дополнительного вознаграждения приемным родителям, а также по ежемесячным выплатам на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».
Комплексное сопровождение замещающих семей в Республике Адыгея осуществляется тремя уполномоченными организациями в системе образования (государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; структурное подразделение государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр диагностики и консультирования «Локус» (г. Майкоп) по следующим направлениям:
- консультирование замещающих родителей и других членов семьи по вопросам семейных взаимоотношений, воспитания и развития детей;
- коррекционно-развивающая работа с приемными детьми по программам развития учебных, коммуникативных и других социальных навыков;
- гармонизация детско-родительских отношений через совместную деятельность, осуществляемую в форме мероприятий для всех членов семьи (региональная выездная школа, массовые мероприятия, праздники, фестивали для замещающих семей);
- укрепление сети социального взаимодействия замещающих семей через «группы встреч», клубную деятельность, массовые мероприятия;
- выезды в замещающие семьи по сложным проблемным ситуациям;
- повышение родительской компетентности через практические семинары, круглые столы, тренинги и другие формы работы;
- ежегодный мониторинг эффективности приемных семей.
По результатам реализации мероприятий, направленных на увеличение количества усыновленных и переданных на воспитание в семьи детей-сирот:
- численность детей-сирот, состоящих на учете в региональном банке данных о детях-сиротах, снизилась на 30%;
- в 2 раза сократилась численность воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 95 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в семьи граждан.
Социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – выпускники) организована в соответствии с Законом Республики Адыгея от 24 июля 2007 года № 107 «О патронате» в рамках Программы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, воспитывавшихся ранее в замещающих семьях на 2015-2018 годы, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 10 декабря 2014 г. № 1152.
Для решения проблем адаптации к самостоятельной жизни в гражданском обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, используется потенциал общественных организаций. В 2014 году общественной организацией «Союз женщин Республики Адыгея» на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализован проект «Я здоров – я успешен!».
Граждане, решившие усыновить ребенка-сироту, проходят подготовку в соответствии с порядком и программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 16 июля 2012 г. № 777.
В региональном банке данных о детях-сиротах состоит 63 ребенка, из них 49 % составляют дети инвалиды и 80 % - дети подросткового возраста, имеющие значительный стаж институционализации и более значимые проблемы, обусловленные негативным опытом жизни в неблагополучной семье, влиянием рисков (более явные проблемы социальной дезадаптации, отставание в обучении и развитии самых разных навыков и умений).
В рамках проведения информационно-просветительской работы с населением по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республиканской газете «Советская Адыгея» и городской газете «Майкопские новости» ежемесячно ведутся рубрики «Дорога к дому» и «Тепло семейного очага», где размещаются фотографии и допустимая информация о детях, воспитывающихся в организациях Республики Адыгея. На республиканском телевидении выходит цикл передач «Чужих детей не бывает».
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплачивается единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения. В 2015 году данное пособие было выплачено 123 гражданам в отношении 181 ребенка.
Порядок и условия выплат денежного пособия на содержание ребенка в приемной семье либо под опекой (попечительством) установлены Законом Республики Адыгея от 21 июля 2005 г. № 338 «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью». Дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из их числа, достигшие возраста восемнадцати лет, но продолжающие обучение в общеобразовательных организациях, имеют право на получение ежемесячных выплат денежных средств на их содержание.
Согласно Закону Республики Адыгея от 12 ноября 1997 года № 56 «О размере ежемесячного вознаграждения приемным родителям и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей» приемным родителям, взявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения на каждого взятого на воспитание ребенка.
Выплата ежемесячного денежного содержания приемным родителям сохраняется до окончания профессионального обучения лицами из числа приемных детей в очных образовательных организациях, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
Приемной семье, имеющей трех и более детей, включая родных, предоставляются меры социальной поддержки, установленные законодательством Республики Адыгея для многодетных семей.
Меры государственной и социальной поддержки в сфере образования предоставляются в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. № 319 «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
- бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
- право на получение второго профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы;
- стипендия в полтора раза больше размера установленной стипендии для обучающихся;
- ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;
- бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;
- во внеочередном порядке предоставляются путевки в оздоровительные лагеря;
- выпускникам учреждений, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных организациях профессионального образования, выплачивается компенсация, необходимая для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования и единовременное денежное пособие;
- реализуются вариативные формы занятости (профориентация, постоянное или временное трудоустройство);
- консультационные услуги, в том числе по «телефону доверия», социальных педагогов, юристов и психологов.